пятница, 23 мая 2014 г.

Айнура


Это была очень красивая, очаровательная девушка. Миндалевидные глаза, белое лицо, маленькая родинка на щеке - она напоминала мне принцессу из сказок. Не стоит говорить про парней из нашего дома, целая махалля была влюблена в нее. Они пели песни под ее окном и назначали свидания.

Эту девушку я знала довольно хорошо. Мы жили в одном доме. Родители тоже были близки по-соседски, часто заходили друг к другу. Казашка, она на узбекском говорила без запинок. Я считала ее своей близкой подругой. Иногда мне думалось, если бы я была парнем, влюбилась бы в нее без всякого сомнения.


Однажды я призналась ей в этом, а она рассмеялась.

- Ты такая смешная!.. Если я красива, то все должны влюбляться в меня?! Любовь не зависит от красоты.

От слов Айнуры (так ее звали) мне стало смешно.

- На самом деле, не я смешная, а ты. Нет, даже любовь зависит от красоты, - сказала я уверенно.

Айнура опять рассмеялась. На этот раз даже до слез. Но потом сразу стала серьезной.

- Послушай, подруга! Ты ошибаешься. Любовь никогда не была зависима от красоты. И не будет!..

- Тогда что можешь сказать о тех, кто каждый день поет серенады под твоим окном?! - заметила я, посмотрев на нее и как бы говоря: «Ну как, теперь тебе не отвертеться!»

Айнура даже бровью не повела.

- Они просто пленники красоты, да и только, - сказала она уныло. - Они не могут любить по-настоящему. Если бы они и вправду любили меня, то не трубили бы о своих чувствах повсюду.

После этого Айнура, чтобы подтвердить свои слова, привела примеры из жизни своих знакомых. Не желая обидеть ее, я кивала головой, как бы подтверждая, хотя и не разделяла ее теорию любви. Но про себя подумала: «Парни все равно любят красивых. А девушки... Может быть, девушки полюбят и невзрачных...».

Мне нравилось беседовать с Айнурой. Ведь она не была похожа на тех подружек, которые превратили меня в слушательницу своих горестей. Она вообще умалчивала о своих переживаний, страданиях, но слушала очень внимательно.

Однажды мы разговаривали, как обычно. Вдруг в комнату влетела мама Айнуры. Мы сразу обернулись. София опа была бледна, как полотно, и смотрела на дочку жалобно. Я почувствовала что-то неладное и посмотрела на Айнуру. Подруга тоже побледнела.

- Говори, мам... - сказала она на русском.

Заметив в ее голосе дрожь, я поняла: значит, она знает, что произошло.

- У него опять депрессия... Тебя зовет...

- Ой, мама!..

Айнура выбежала из комнаты. Мне стало очень неловко. София опа тихо плакала. Значит, произошло что-то очень нехорошее.

- Что случилось, София опа?.. - спросила я осторожно.

В ее взгляде было безмерная грусть.

- Ты ведь знаешь, что у моей дочки есть парень?!

Я об этом слышала впервые (она мне не рассказывала).

- Этот парень уже год болеет... И выздоровеет ли, неизвестно... Но дочка не хочет признавать это. Очень любит его... Бедняжка моя Айнура!..

- А что случилось с ним?..

София опа с огорчением покачала головой.

- Попал в автокатастрофу. Вот уже год, как не ходит и не встает с постели. Вряд ли когда-либо будет двигаться... Дочь сама смотрит за ним как медсестра. Ведь у него нет родителей. Много страдает. Но и Айнура измучилась с ним. Какой же жизнерадостной была раньше!.. А сейчас, сейчас только о нем и думает. Постоянно скрывает свою боль, но сердце у нее полно горечи...

Я ужаснулась, выслушав мать Айнуры. Печальная любовь подруги, о которой я ничего не знала и не подозревала, очень огорчила меня.

- Айнура его до такой степени... любит?! - сказала я невольно.

София опа резко посмотрела на меня. В ее взгляде была видна печаль:

- О-о, еще как любит!.. Просто без ума от него!.. Не знаю, что нашла в нем...

Сказав это, она расплакалась. Я не знала, что делать, промямлила что-то утешительное. Но большего сделать я была не в силах...

Прошла неделя. Как-то я встретила Айнуру возле подъезда. Увидев меня, она поздоровалась и торопливо пошла куда-то. Я осталась стоять. Почему я не видела в ней влюбленную девушку? Почему не думала, что и она может кого-то страстно любить? Ее спокойствие, которое всегда удивляло меня, оказалось ложным, на самом деле в ее сердце было столько горечи. Я не замечала этого. В этот миг я возненавидела себя за это...

 Айнура разговаривала со мной, как обычно. Но теперь я не могла забыть, что в ее сердце живет настоящий ураган. Чувствуя, что это спокойствие фальшивое, жалела ее. Хотелось спросить о здоровье ее парня и поддержать как-то, но никак не могла вымолвить хоть одно слово. Как будто ничего и не произошло, держалась, как будто в ее сердце не существовала той печальной любви. Однако... ту боль, которая жила глубоко в ее глазах, теперь я видела отчетливо.

Однажды, слово за словом, мы опять заговорили о любви.

- По-моему, любовь должна осчастливить человека, - сказала я нарочно. - Если она доставляет всем только страдание и боль, лучше не любить, а забыть. Ведь человек и о себе должен заботиться!..

Айнура покачала головой.
- Нет!.. Я не могу согласиться с тобой... - сказала она.
В ее голосе была заметна дрожь. Зря я затеяла этот разговор, но теперь было уже поздно.
- Я не могу согласиться с тобой... - повторила она. - Любовь создана не только ради радостей и наслаждений. У нее есть своя боль, свои страдания. Только если сумеешь выдержать все испытания, только тогда сможешь найти счастье. Не то станешь самым несчастным человеком на земле. Это закон любви, дорогая!..
У меня вырвался тяжелый вздох, но я смогла себя удержать.
 - Но законы жизни все равно побеждают закон любви. Невозможно жить только одной любовью. На свете есть и другие чувства. Любовь наших родителей тоже нужна нам...
Айнура сразу отрезала:
- Ой не надо!.. Ты же еще не знаешь, что такое любовь!.. Когда полюбишь, все поймешь.
Я не смогла прикусить язык.
- Но почему ты должна отравлять себе жизнь?! Он же не сможет тебя осчастливить! Ты хочешь всю жизнь жить, мучаясь?! - сказала я, не подумав о том, как мои слова подействуют на нее.
Айнура вздрогнула.
- Если бы я не была уверена в том, что ты желаешь мне счастья, я возненавидела бы тебя. Никогда не простила бы. Но я знаю, что ты желаешь мне только добра. И ты не должна была говорить об этом. Мама сто раз повторяет одно и то же. Кажется, и тебя сбила с толку...
- Нет!.. - возразила я в замешательстве. - София опа тут не причем. Я сама...
Айнура не обратила внимание на мои слова.
- Пусть говорят, что хотят. Мне все равно! И почему вообще я должна его бросить?! - сказала она. В ее глазах я увидела не грусть и не боль, а непреклонность уверенного в своих целях человека. - Если он стал инвалидом из-за несчастного случая, то я должна отвернуться от него?! Почему?! В чем его вина?! Если положение изменилось, то я должна отказаться от своей любви?! Но ведь это измена, это вероломство! Если буду с ним только в радостные моменты и отвернусь в тяжелое время, смогу ли потом себя называть человеком?! Загубив чужую душу, смогу ли спасти свою?! Убить любовь - это, по-твоему, и является счастьем?!
Из ее слов я поняла, что все мои старания напрасны. Я восхищалась ее преданностью, но тяжело было представить такую красавицу рядом с инвалидом.
- Пойми, любящий человек всегда должен быть готов на все и на жертвы, - сказала она. - Ради собственного счастья растоптать счастье любимого?
- Прости меня, - еле-еле сдержав рыдания, застрявшие в горле, я крепко обняла подругу. Она грустно улыбнулась...
После той беседы я не встречала Айнуру целый месяц. Спросила у Софии опы. Оказывается, она нянчится со своим возлюбленным. Мне стало жалко ее. «Бедная моя подруга!.. Сама разрушает свою жизнь. Неужели она не понимает, как будет трудно жить рядом с таким человеком?!» - думала я, но, вспомнив ее слова, начинала ею восхищаться. Эта девушка доказала, что любовь, верность - не пустые слова. Она мне дала понять, что такое настоящая любовь.
Однажды, вернувшись из университета, я не застала дома никого. Удивилась. Потому что моя мама домохозяйка. Если она собиралась куда-то уходить, заранее предупреждала меня. Никуда не выходила, ничего не сказав мне. Может, к соседке вышла, подумала я. Собралась спуститься по лестнице, как появилась мама. В глазах печаль. Увидев меня, почему-то сразу отвела глаза. В душе стало неспокойно. Забыв даже поздороваться, я быстро спросила:
- Что случилось?! В чем дело?!
Мама долго молчала, потом сообщила страшную новость.
- Твоя подруга... Ее сбила машина...
Глаза застлало туманом. Чтобы не упасть, я крепко ухватилась за перила лестницы.
- Умерла? - спросила с трудом.
- Да... Рана была тяжелая... Умерла на месте... Говорят, она намеренно бросилась под машину. Она же так молода, почему так поступила?! Еще целая жизнь впереди была!..
У меня не хватило терпения выслушать мать до конца. Только поняла, что она мне посоветовала: «Ты зайди к ним. Ведь вы дружили с ней, будет некрасиво, если не выразишь соболезнования».
Но... Я не пошла к ним ни в тот день, ни после. Не смогла. К тому же я и сама была не в силах удержать себя...
Уже потом я узнала, что Айнура на самом деле решила покончить с собой, ведь днем раньше скончался ее любимый, который был для нее самым дорогим человеком на свете...
(С) Камила НАСЫРОВА

2 комментария: